о журнале   публикации  книги контакты   подписка заказ!
Комментируем не сразу

Елена Скороходова

Наше телевидение так запугало россиян разными ужастиками, что стало страшно включать телевизор. О катастрофах, стихийных бедствиях, авариях и прочем негативе телевизионщики рассказывают взахлеб. В художественных фильмах, которые показываются в самое что ни на есть смотрибельное время, обычно кровь льется рекой, а многие персонажи этих лент говорят на бандитском лексиконе... На этом мрачном фоне программа 1-го канала «Ледниковый период» показалось лучом света в темном царстве. Одно смущает — своеобразный заговор молчания прессы. Ни одного профессионального комментария! Хотелось бы в моем любимом журнале «Физкультура и спорт» прочитать об этой программе отзыв человека искусства и спорта — вашего обозревателя Елены Скороходовой.

Варвара Попова, г. Зеленоград

 

 

Ледниковая история

Проект «Ледниковый период» стал безусловным лидером минувшего телевизионного 2007 года. Ничего подобного на нашем телевидении нет и не было. Зрелище получилось красивое, захватывающее и благопристойное, а потому доступное для семейного просмотра, что немаловажно...

На этом радостном фоне победоносного телешоу перспективы реального фигурного катания в конце прошлого года выглядели печально. Страшно было подумать о том, что ожидало нас на предстоящих спортивных состязаниях. Однако европейское первенство 2008 года доказало, что порох в пороховницах отечественного фигурного катания еще есть...

Проект «Ледниковый период» выглядел достойно и в прошлом, самом первом его варианте, но нынешняя версия превзошла все ожидания.

Страна получила массу положительных эмоций. Все объединились в едином восторженном порыве. Благотворное влияние «Ледникового периода» проявилось во всем. Даже выборы в Госдуму на этом фоне прошли как-то особенно гладко и слаженно. И кандидатура преемника также легко и просто вкатилась в народное сознание, потому что страна, где по телевизору показывают подобные зрелища, не должна менять курс. Это однозначно! А то, что Слуцкая еще и родила, практически не снимая коньков (причем родила от законного мужа, мы все его видели — не олигарх, не стриптизер, нормальный среднестатистический парень Сережа), вывело проект на орбиту бума всенародной любви. Правда, Авербух в этот момент развелся, зато Ягудин снова влюбился. Короче, подлинная человеческая жизнь била ключом на протяжении всего проекта, все работало на рейтинг. И рейтинг не подкачал.

То, что в итоге победит Чулпан Хаматова, стало очевидным с самого первого ее выступления. Причем партнер, стоящий рядом с ней, был не принципиален. Чулпан победила бы с любым партнером, потому что в ней есть то, что предопределяет победу. Какая-то неодолимая сила духа. Чулпан сразу мощно сцепилась со льдом и с Костомаровым и уверенно покатилась к собственному триумфу. К ней невозможно было придраться, даже когда она допускала какие-то мелкие ошибки, очень она царственно это делала. Чулпан показала настоящий чемпионский характер, без которого ни талант, ни физические данные ничего не значат. Если бы в детстве она уделила фигурному катанию должное внимание, мы, безусловно, приобрели бы олимпийскую чемпионку Хаматову. Главное, она сумела побороть страх перед падением, с которым категорически не смогла совладать, например, Волочкова, так и не ставшая фигуристкой, а оставшаяся балериной на коньках. Красивая, бесподобная Настя, умудрявшаяся тянуть носочек даже в несгибаемых фигурных ботинках, на льду становилась нескладной и неуклюжей, потому что все время боялась грохнуться. К тому же ее отношения с партнером явно не сложились. Сихарулидзе не то что не скрывал, он активно демонстрировал свое пренебрежительное отношение к красавице. Опираться на такого партнера было, конечно, опасно. А может быть, Сихарулидзе как раз и психовал по причине не проходящего Настиного страха. Но их пара, имевшая все внешние данные, чтобы стать лучшей, уныло плелась в аутсайдерах. Впрочем, до финала они все-таки дотянули.

Алиса Гребенщикова преодолела все страхи, освоила сложнейшие элементы, стала настоящей фигуристкой, но не ухватила зерно роли чемпионки, ее энергетику. Думаю, ей не хватило возраста, жизненного опыта, чтобы победить Чулпан, мать двоих детей, женщину непростой судьбы... Потому что технически Алиса превзошла всех непрофессионалов.

У Дмитрия Марьянова был опыт хоккейных тренировок в детстве, и в данном проекте он ему очень пригодился. Но когда Лобачева, танцуя с ним в паре, выходила в высокие поддержки, за нее было страшновато. Потому что падают все, даже мастера. Фигурное катание достаточно травматичный вид спорта.

Надо сказать, что все звезды сильно побились на этом проекте. Искренне жаль Вилле Хаапсало с его уничтоженным коленом, обреченным на операцию. Его дуэт с Навкой был не столь убедительным, как прошлогодний дуэт его партнерши с Маратом Башаровым. Не знаю, насколько это было правильно, кататься через боль, на заморозке... На это было больно даже смотреть. Все газеты писали о подвиге отважного финна. Но если бы он был моим сыном, я бы не допустила такого подвига.

Саша Савельева была прекрасна в паре с Сергеем Сахновским. Ей повезло, что она не попала в пару к Ягудину. Вообще сложнее всего было Виктории Дайнеко. Потому что доставшийся ей в партнеры олимпийский чемпион Ягудин — одиночник. Ему и с профессионалкой вставать в пару было бы не комфортно. И вообще, эти одиночники такие самодостаточные. Для них на льду — все конкуренты, у них одиночное мироощущение. Если бы Ягудин катался с Савельевой, он бы, возможно, ее возненавидел. Так что Савельевой с Сахновским явно подфартило, Сергей очень качественный ледовый партнер. Время покажет, каким партнером в жизни Савельевой окажется Ягудин.

Александр Дьяченко освоил профессию фигуриста и выглядел весьма достойно. К тому же изначально он тоже хоккеист, у него есть наработанный навык скольжения на коньках. Его высокий рост, мужская красота, этакая вальяжная манера поведения и в жизни, и на льду смотрелись занятно в их дуэте с Маргаритой Дробязко. Думаю, что такое сочетание для Маргариты было даже более выигрышным, чем в паре с Повиласом. Но, на мой взгляд, паре Дробязко—Дьяченко все-таки не хватило чего-то главного. Они катались скучно, хотя и научились кататься хорошо. У них не сложился индивидуальный стиль, свое неповторимое лицо. То, что, кстати, сильно выделяло из всех участников самую колоритную пару проекта: Марию Петрову и Михаила Галустяна.

Они с самого начала не претендовали на победу. Михаил так и не научился толком стоять на коньках. Но художественное впечатление они производили сногсшибательное. Маленький неспортивный Галустян пленил всех своим феноменальным обаянием, чувством юмора. Номер с Аллой Пугачевой, который им с барского плеча даже было дозволено перекатать, запомнится надолго.

Не могу не сказать о дуете Сименович—Макаров. Анна Сименович, выступавшая здесь в роли профессионалки, все-таки сколько-то лет назад закончила занятия спортом, к тому же не в ранге чемпионки. А Макаров начинал вообще с нуля. Поэтому пара была профессиональной только на четверть. Но созданные ими образы внесли свой посильный вклад в многоликость шоу. Кстати, Сименович, претендующая, благодаря своим внешним данным, на роль блондинки из анекдота, уже не впервые удивляет меня умением себя вести. Она не глупа, не капризна и не истерична. И главное, она явно умеет работать в поте лица. Алексей, для не имеющего хоккейного прошлого участника, достиг невероятного прогресса. Высокому мужчине сориентироваться на льду вообще сложнее, да и падать больнее. Поэтому я ставлю свою самую высокую субъективную оценку этой паре.

Вообще проект показал нам звезд кино и эстрады с самой необычной стороны. Мы увидели проявления их характеров в очень нестандартной обстановке. Они не только катались и реагировали на оценки, но и общались со зрителем, друг с другом. Они проявляли чувство юмора или не проявляли его совсем. Ну и, конечно, набивали шишки, рвали колготки, рыдали, страдали, возмущались несправедливостью оценок, как маленькие дети, — все это выглядело забавно.

Хотя судейство в этот раз было вполне объективным. В этом заслуга Татьяны Анатольевны Тарасовой. Она, как всегда, заправляла всем и мастерски лавировала. Ставить всем шестерки было невозможно, пропала бы интрига соревнования. Поэтому приходилось кого-то «обижать». Но все нанесенные Тарасовой «обиды» были обоснованны. Все-таки она профессионал высшего класса. Она умело плела кружево комментариев, в которых умудрялась мудро всех хвалить и при этом давала неоценимые советы по дальнейшему развитию фигуристов-непрофессионалов. Все очень тонко, интеллигентно и со вкусом.

Всех участников можно было бы разделить по принципу: кто был в паре непрофессионалом — партнерша или партнер. Думаю, что проще было парам с профессиональными мужчинами. Потому что они здесь в прямом смысле поддержка и опора. С другой стороны, нескладная неуверенная партнерша сильно портит впечатление, потому что зритель следит в паре за женщиной. Мужчина не собирает внимания. Он сопровождает, оттеняет... Если в паре фигуристов сильно выделяется мужчина, надо менять партнершу. Идеальное сочетание мощного профессионального партнера и уверенной, способной обучаться партнерши сложилось у Хаматовой с Костомаровым. Их победа в этом шоу, созданном на основе самого субъективного вида спорта, абсолютно объективна.

В проекте имела место еще и подспудная борьба двух тренеров — Ильи Авербуха и Александра Жулина. Но тут, по-моему, невозможно назвать победителя. Они победили оба. Все программы были придуманы и поставлены великолепно. Пара Жулин—Авербух создала поистине всенародное зрелище. Уверена, что нас ждет и третий сезон телевизионных ледниковых боев.

 

Но давайте вернемся в Загреб, на чемпионат Европы-2008. Несмотря на операцию на мениске партнера, танцевальная пара Домнина—Шабалин не сошла с дистанции, а завоевала законное «золото». В связи с травмой Шабалина, временно вышедшие на первое место в нашей сборной Хохлова—Новицкий взяли такой невероятный темп подготовки к штурму европейского пьедестала, что взошли на него. У них — почетная «бронза». В парах у нас — «серебро» и «бронза», что тоже похвально. В мужском одиночном — мы четвертые, но это ближайшая перспектива восхождения на пьедестал. В женском одиночном катании у нас полный провал. Как будто не было ни Слуцкой, ни Бутырской, ни даже Водорезовой. Но провал — это мощный стимул к подъему. За что я люблю российского спортсмена, так это за способность творить невозможное. Когда наш Емеля поднимается с печки, он способен на все.

Чтобы выигрывать реальные медали, нужны реальные многолетние тренировки. За кадром! Спорт — это не телевизионная развлекательная игра в соревнование, а жестокая битва за лидерство, каторжный труд и абсолютная самоотдача. Все-таки грандиозное шоу «Ледниковый период» могло быть создано только на базе сильнейшей школы подлинного фигурного катания. Партнерами наших артистов были настоящие звезды спорта, иначе ничего бы не получилось. Две звезды кино или эстрады, объединенные в пару на льду, очень быстро скатились бы с дистанции. Без спортсмена-паровоза.

И я верю, что возрождение спортивных побед в нашем фигурном катании неизбежно. Оно уже началось. Надо только еще немножко подождать. И побольше поработать. По-спортивному, вне шоу, за кадром. А пара Жулин—Авербух, я надеюсь, нам в этом помогут.

Елена СКОРОХОДОВА

 

назад

© ФИС 2018 Наш адрес 125130, г. Москва, а/я 198
Телефоны 8(495)786-6062, 8(495)786-6139