Летающие леди. О творчестве, что нам заменит волшебство
Ирина Уткина
В
предыдущем номере я упомянула книгу
Кена Робинсона «Призвание». Узнав, что
Яна Франк участвовала в ней как художник
и автор предисловия, я решила, что ее
стоит прочитать, и не ошиблась. И мне
снова захотелось ненадолго отойти в
сторону от системы флай леди, чтобы
поговорить об идеях этой книги,
показавшихся очень важными.
Герои
книги — кто-то с раннего детства, кто-то
намного позже — нашли свое призвание,
или, как пишет Робинсон, «нашли свою
стихию — сферу, в которой то, что мы
любим делать, и то, что у нас хорошо
получается, сливаются воедино», и
добились успеха в науке, бизнесе, спорте,
кинематографе, литературе, музыке,
хореографии, изобразительном искусстве,
кулинарии, парикмахерском деле и так
далее.
Читая
про истории успеха очень разных людей,
я неизменно чувствовала за ними
незаурядную личность автора. Мне
захотелось узнать о нем побольше, и я
отыскала сайт Робинсона, содержащий
видеозаписи его публичных выступлений
и фотографии. Увидела не очень молодого
человека, опирающегося на палку, но с
молодо сияющими глазами, подтянутого,
со спортивной фигурой (про палку напишу
подробнее ниже). Узнала, что Робинсон —
британец, позже переселившийся в США.
Его родина — Ливерпуль, и он не раз на
страницах книги упоминает Пола Маккартни
и Джорджа Харрисона из группы «Битлз»,
с которыми знаком с детства.
В
настоящее время Кен Робинсон —
авторитетный специалист международного
уровня, принимавший участие в крупных
образовательных и инновационных проектах
в разных частях света. За вклад в развитие
современной национальной образовательной
программы королева Великобритании
удостоила его титула сэра.
Но
вернемся к понятиям призвания и своей
стихии. Обычно при слове «стихия» на ум
приходят страшные, разрушительные
природные процессы, неподвластные
человеку: наводнения, землетрясения,
смерчи, лавины, лесные пожары и многое
другое…
А
«своя стихия» — это совсем иное. По-моему,
это такое состояние, когда все внутри
тебя и вокруг тебя взаимосвязано и
гармонизировано. Ты словно плывешь на
волнах какого-то волшебного потока
именно туда, куда тебе надо, и все вокруг
происходит так, как тебе и надо. И ты
находишься в таком состоянии, про которое
замечательно сказал Иван Сергеевич
Тургенев: «Счастье — как здоровье: когда
его не замечают, значит, оно есть».
Может
показаться, что «своя стихия» по Робинсону
— это то же самое, что и понятие «поток»,
часто встречающееся на страницах
оздоровительной литературы с той или
иной степенью мистики. То есть будто бы
наши судьбы предопределены свыше, мы
плывем по реке жизни, влекомые ее волнами,
словно щепки. А если повезет, то с нами
произойдут какие-то волшебные события,
без всякого нашего участия.
Но
это очень обманчивое впечатление.
Робинсон рассказывает на примере многих
людей, что путь к своей стихии может
быть очень трудным, с преодолением
препятствий на самых разных уровнях —
от внутренних, личностных проблем самого
человека до сопротивления извне, начиная
с семьи и кончая культурной средой в
целом. Я бы сюда добавила еще и сопротивление
государственной системы, что в нашей
стране особенно актуально.
Робинсон
уверен, что многие так и живут, не отыскав
своего призвания, своей стихии, и это
проблема не только отдельной личности,
но и общества в целом: «Каждому из нас
крайне важно найти свое призвание как
для собственного благополучия и успеха,
так и для процветания своей страны, для
эффективности всей образовательной
системы».
Думаю,
что это особенно видно на примере
сегодняшней российской реальности:
резкое повышение общего уровня
агрессивности, рост алкоголизма,
наркомании и многих других неприглядных
явлений берут истоки там, где люди либо
ничем не заняты, либо заняты совсем не
тем, что им нравится и к чему у них есть
способности. Мне кажется, что человек,
находящийся в своей стихии, не может
быть злым, завистливым, намеренно
причиняющим боль другим, как бы драматично
ни складывалась его судьба.
И
еще одно. Мне кажется, что если человек
находится в своей стихии, то он делает
то, что ему нравится, по-настоящему, а
не имитирует. Поэтому чем больше людей
найдут свое призвание, тем меньше будет
имитации деятельности в целом. Ведь,
по-моему, имитация — наше главное
сегодняшнее зло, проявляющееся на самых
разных уровнях: не забота, а имитация
заботы, не работа, а имитация работы, не
модернизация, а ее имитация, и так далее.
Но
Кен Робинсон пишет и о том, что если
кому-то посчастливилось рано найти свое
призвание, это не означает, что у него
всю жизнь всё будет складываться
замечательно, будто по мановению
волшебной палочки: «Хорошее и плохое
случается с каждым из нас. Не то, что с
нами происходит, играет в конечном счете
основную роль в нашей жизни. Что
действительно важно — это наше отношение
к происходящему. Понятие удачи — это
яркая иллюстрация ценности нашего
изначального отношения к жизни при
поиске своей стихии».
И
вот тут я вспомню про палку, на которую
опирается Кен Робинсон. Он кратко
рассказал собственный путь к своей
стихии, начавшийся с несчастья.
Как
и многие британские мальчишки, Робинсон
любил играть в футбол, в семье даже
поговаривали о его будущем профессионального
спортсмена. Но все планы нарушила
внезапная болезнь: не вовремя распознанный
полиомиелит, долгое лежание в больнице,
полностью парализованная правая нога.
Юный футболист, подававший надежды, из
больницы выехал в инвалидной коляске.
Он был помещен в специальную школу для
детей-инвалидов, его будущее представлялось
печальным. Но благодаря собственному
упорству и любви к знаниям, правильной
позиции родителей и его наставников,
сумевших выявить его склонности и в
конечном итоге помочь найти призвание,
Кен получил хорошее образование и стал
одним из самых уважаемых в мире
специалистов в сфере образования и
инноваций.
Размышляя
о роли везения и невезения, Робинсон
написал: «Не знаю, каким бы футболистом
я стал. Однако знаю точно, что полиомиелит
открыл передо мной гораздо больше
дверей, чем та единственная, которая
была для меня самой очевидной, но
оказалась наглухо закрытой».
Читая
рассказ Робинсона про его болезнь, я
тут же вспомнила своего отца, который
во время войны потерял пальцы на левой
руке, будучи деревенским подростком. В
день своего 70-летия он, выдающийся
ученый-энциклопедист, публично заявил,
что считает свое увечье везением: оно
заставило его работать над собой и
думать, как выбраться из деревни, где
он, не потеряв пальцы, скорее всего, стал
бы постепенно спивающимся сельским
механизатором.
Вот
это — искать ростки удачи в собственных
неудачах и даже несчастьях — то, что
отличает людей творческих, настроенных
на успех, от тех, кто пассивно ожидает
чуда, волшебницу с палочкой, доброго
чиновника или кого-то еще, кто обеспечит
нам везение.
Не
имея возможности пересказать даже в
сжатом виде все основные положения
книги Робинсона, отмечу его слова о том,
что воображение — это то, что присуще
исключительно человеку, что ярче всего
выделяет людей среди остальных живых
существ, позволяя мыслить
творчески.
Об этом же писал и Виктор Франкл, о
котором я рассказывала в № 9 «ФиС» за
2010 г.
Далее
Робинсон пишет, что творчество —
следующий шаг после воображения:
«Воображение может быть сугубо личным
делом. Вы можете воображать весь день
напролет — и никто этого не заметит. Но
человек творческий — это всегда человек
деятельный. Его воображение работает
для создания чего-то нового, для решения
наболевших проблем, для действенной
помощи миру».
Вот
тут вернемся к системе флай леди: на
примере многих писем я увидела, как она
высвободила творческий потенциал своих
последовательниц, распространившийся
не только на домашнюю работу, но и намного
дальше. Произошло «расхламление» мозгов,
о котором очень многие написали как о
самом неожиданном и самом важном
результате, а многие благодаря этому
нашли свою стихию. Вот и стали с ними
происходить многие неожиданные и
приятные события, кажущиеся на первый
взгляд волшебными: одни нашли работу,
которую давно искали, другие — такую,
о которой даже и мечтать не смели. Третьи
наконец-то сумели решить какие-то
сложные, давно не поддававшиеся проблемы:
продать или, наоборот, купить квартиру,
начать ремонт и еще многое другое. Но
за всеми, казалось бы, волшебными
изменениями стоит творческое и упорное
движение к цели.
Но
разве только система флай леди побуждает
к творчеству? Конечно, нет. В частности,
любая история успеха в борьбе с болезнями
— пример творческого подхода к решению
наболевшей в прямом и переносном смысле
проблемы. И об этом мы читаем в каждом
номере «ФиС». Например, выращивание
цветов — очень творческий процесс, своя
стихия для Георгия Ивановича Щербины.
А «Алгоритм счастья» Игоря Блатова —
еще один яркий пример творческого
подхода к обретению здоровья.
В
№ 9 «ФиС» есть очень интересная для меня
статья «Работа с подсознанием» Сергея
Словцова, тоже человека в своей стихии.
В ней перечислено несколько отечественных
и иностранных авторов книг об аутогенной
тренировке и работе с подсознанием.
Упоминается и Карл Симонтон, директор
центра по лечению рака в США. Так ведь
это другое написание фамилии (в оригинале
Simonton)
одного и того же человека: именно по
методу доктора Саймонтона рисовала Яна
Франк свою победу над раком и выжила
(см. «ФиС», 2010, № 6)!
Круг
замкнулся, поэтому вернемся к книге
«Призвание» и предисловию к ней,
написанному Яной, в котором есть такие
слова: «Найти свое призвание — это
только половина дела. Робинсон пишет о
том, как отстоять его, сделать центром
своей вселенной, как повернуть свою
жизнь так, чтобы всё в ней крутилось
вокруг любимого дела. И объясняет, почему
это необходимо для того, чтобы быть
счастливым».
Яна
пишет о своем скептическом отношении
к ранее прочитанным книгам, учащим, как
добыть счастье: «Это работает только в
книжках. На самом деле жизнь цинична и
прямолинейна. С какого-то момента
начинать всё сначала поздно. Чтобы
реализовать свои мечты, нужно иметь
возможности. Взять и начать вдруг
заботиться о душе, плюнув на суровую
действительность, — это может закончиться
только проблемами».
Но
ниже следуют такие слова: «Однако мой
опыт показывает, что эта магия, описанная
в книге, существует и работает. Стоит
только откопать то самое, чего нам не
хватало для счастья, как оно начинает
притягивать нас со страшной силой».
Вот
и в письмах флай леди про размусоривание
о том же: «Мне кажется, размусоривание
учит нас “глобально” видеть. Ты уже
перестаешь зацикливаться на мелочах,
не позволяешь хламу занимать твои мысли
и твое личное пространство. И вот так,
начиная с малого, с тряпок и бумажек, мы
учимся делать серьезные шаги в нашей
жизни, а не топтаться на месте».
Яна
завершает предисловие так: «Для каждого,
кто научился жить своим призванием, всё
вокруг сразу приобретает смысл и
наполняется радостью. Некоторым нужно
на это решиться, другим — выбрать
правильный путь к уже найденной цели.
Третьим — может быть, понять, что они
давно там. Ведь осознание своего счастья
тоже может неожиданно сделать счастливым».
Вот
почему я желаю всем в наступающем году
в наступающем году найти свое призвание,
чтобы оказаться в своей стихии, а там
будут и смысл, и радость, и здоровье, и
счастье… А если всё это будет, то вряд
ли мы будем нуждаться в волшебстве.
Ирина
УТКИНА
назад
|